ГлавнаяАрхив событийО компанииФридайвингОбучение дайвингуТренировки в бассейнеЛасты и моноластыТехнический дайвингФотогалереяПопЧтивоВидеоСоревнования.Тренировки в бассейнеЛасты для подводной охоты

 

 

История изобретения моноласты

Изобретение

Согласно Википедии, моноласта была изобретена тренером Казахской ССР Поротовым Б. Г. в 1969. Лопасти первых моноласт конструировались из обычных резиновых ласт и титана, вот что пишут о данной истории:

ЭВОЛЮЦИЯ МОНОЛАСТА КАК ПЛАВНИКОВОГО ДВИЖИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ ЕЕ НА КИНЕМАТИКУ БИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ "СПОРТСМЕН-МОНОЛАСТ" ПРИ НЫРЯНИИ МУЖЧИН-СПРИНТЕРОВ

Созданный  тренером  Поротовым Б.Г. и практически и использованный им в уже в 69 году моноласт  являл собой  революцию  подводного спорта. Изменился не только способ плавания", но и резко возросли скорости плавцов. Увеличение скорости при плавании с моноластом вызвано следующими факторами:
1. увеличением площади поверхности плавника (моноласта) по сравнению с обычными ластом и удлинёнными парными ластами - вырос гидроупор и сила тяги;

2.  волнообразные движениями тела спортсмена и моноласта , как более эффективная с позиций гидромеханики и гидробионики по сравнению с попеременными движениями ног.

 

 

3. включением в одновременную работу большой группы мышц спины или мышц живота спортсмена;

 

Если вначале освоения способа плавания “ дельфин” с моноластом по поверхности спортсмены пытались включать в работу и руки “кролем”, то позже они отказались от такого комбинированного способа. Работа рук попросту стала тормозить пловца, а посему вытянутые вперёд руки стали занимать горизонтальное положение.

Неудивительно, что моноласт не сразу завоевал все позиции в многочисленных дисциплинах подводного спорта. Вначале моноласт “вытеснил”парные удлинённые ласты (биласты) на всех коротких, а потом. – на средних и стаерских расстояниях

С момента появления первого моноласта Б.Г. Поротова в 60 годах прошлого века и по настоящее время можно выделить  3 периода, в которых проходили процессы совершенствования  моноласта по характерному признаку эволюции моноласта как плавникового движителя.

Первый период 69 – 1978г.г. известен поиском  эффективных материалов для армирования и удлинения лопасти  моноласта . В их конструкции использовались  упругие металлы: сталь 65Г, титан, бериллиевая бронза и т.д., из которых вырезались “вилки” с различным количеством “зубьев”- рёбер жёсткости. Затем эти “вилки” при помощи клея и крепежа соединялись с лопастями резиновых заводских ласт. Вся эта конструкция оклеивалась с двух сторон тонкой листовой резиной или прорезиновой тканью.

Недостатками таких моноласт из металла являлись:

1. трудность в изготовлении клина- фрезерование или шлифование профиля “вилки” от пяточно-подошвенного участка (“ручка вилки”) до минимальной толщины концов “зубьев”;

2.      достаточно большой вес моноласта .

После 2 – 3 лет поисков и экспериментов спортсмены остановились на лучшем для изготовления моноласта конструкционном материале – стеклотекстолите, слоистом пластике. Из этого материала делали не “вилку” для армирования, а всю лопасть моноласта .

 

 

 
Моноласта. Полезные советы »